Свобода как важный элемент воспитания личности, или Школа Саммерхилл

ученики школы саммерхилл

Нелицеприятные отзывы о традиционной системе образования типа «она развивает индифферентное отношение к процессу обучения», «школьники всячески избегают ответственности» — не новость. Почему же возникает такая реакция у весьма любопытных и талантливых по своей природе детей?

  • Традиционная система образования убивает творчество, которое является важной составляющей обучения.
    Отучает ребенка брать на себя ответственность: главное для него — «нужно», а не «хочу».
  • Считается, что дети рождаются с равными возможностями. Что же на самом деле? Одни имеют серьезные задатки в области естественных наук, другие — ярко выраженные гуманитарии, а в третьих куда больше возможностей в области музыки или художественного творчества. Поэтому как процесс получения знаний и навыков, так и сам результат будут существенно отличаться.
  • Оценки за те или иные виды работы часто разрушают уверенность в себе и нивелируют все попытки ребенка изменить положение вещей к лучшему.

Безусловно, многое зависит от личности преподавателя, да и специалисты в области образования активно ищут средства борьбы с вышеперечисленными проблемами.

Мы же расскажем о более категоричном способе решения этого вопроса, об альтернативной системе образования — школе Саммерхилл, созданной в Великобритании в 1921 году педагогом-новатором, приверженцем демократического стиля преподавания Александром Сазерлендом Ниллом.

школа саммерхилл, воспитание личности

В нашей стране пока что нет подобных учреждений, а отправить ребенка обучаться в другую страну может позволить себе не каждый родитель, однако можно взять на вооружение некоторые принципы преподавания данной школы.

А. Нилл отмечал, что детей слишком рано пытаются превратить во взрослых, а это приводит к огромному количеству проблем.

Именно поэтому в его школе ребенок получает всю необходимую свободу, но лишь до тех пор, пока его поступки не наносят вред кому-нибудь другому. Ученик сам выбирает, какие занятия ему посещать и как именно он будет получать необходимые знания, но после должен показать хорошие результаты в выбранном предмете. Таким образом, ребенок учится быть ответственным за свои поступки и решения.

В этой школе не предусмотрено никаких наказаний за прогулы, так как личность ученика никоим образом не ограничивают.
Кроме того, в школе Саммерхилл действует система соуправления, предоставляющая ученикам право голоса наравне с родителями и педагогами.
В школе нет привычной нам системы оценивания знаний — ребенку в конце семестра выдают краткое описание его успехов по разным предметам, что дает возможность сделать выводы не только типа «нужно больше стараться», а и понять, что он делает правильно, а что следует подкорректировать.

школа саммерхилл

Насколько качественным является такой метод обучения, мы можем судить по количеству успешных выпускников школы Саммерхилл: актер Джек Вэбер, танцор Майкл Болтон, фотограф Томо Юсуда, журналист Ангела Ньюстаттер, телеведущая Натали Гансак, профессор, художник, архитектор и преподаватель Кит Критчлоу и др.

Воззрения А. Нилла, его педагогический опыт может стать прекрасным вдохновляющим материалом для педагогов, родителей и их детей, и воспитать совершенно иное поколение — поколение свободных личностей, которые успешно занимаются любимым делом, не боятся ошибок и умеют брать на себя ответственность.

Автор: Марина Лысенко

Главное и самое интересное читай на официальных страницах You in Fashion в Facebook и VK


ПОХОЖИЕ СТАТЬИ