По дороге с парусами: яхтинг как модный вид спорта и образ жизни

Яхтинг как модный вид спорта

 

Море и паруса манят не только заядлых «морских волков». Каждая регата — это яркое шоу в самых удивительных уголках мира, это накал страстей, соленые брызги, отчаянная борьба, престижные призы и шумные вечеринки в гостеприимных маринах. Мы не смогли обойти стороной этот модный вид спорта и предлагаем самые достойные варианты проникнуться яхтенными регатами — от Бермудских и Карибских островов до Туманного Альбиона.

 

America’s Cup
Бермудские острова

America’s Cup — Священный Грааль парусного спорта. Победа и даже участие в этом соревновании для яхтсмена важнее Олимпийских игр. Это мечта мальчиков и мужчин. Для участия в гонке сильнейшие мира сего и лучшие яхтсмены тратят сотни миллионов долларов и евро, а также десятилетия своей жизни.

Тип гонки. Ранее — гонка открытого моря. Сейчас — матч-рейс в прибрежной акватории. Сам формат матчевых гонок (соревнование двух яхт по особым правилам, в отличие от гонок флота) появился именно благодаря Кубку «Америки».

История. Соревнования родились в Великобритании в 1851 году, когда шхуна Нью-Йоркского яхт-клуба «Америка» преодолела океан и победила британский флот яхт и шхун в гонке вокруг о. Уайт. Кубок отправился вместе с победителями в США и там, в 1881 году, один из членов команды «Америки» составил «Акт дарения», где прописал правила, по которым любой яхт-клуб мира мог бросить вызов обладателю Кубка «Америки» и сразиться с ним. Гонки проводятся раз в три-четыре года.

Интересные факты. Кубок был создан в Великобритании в 1848 году и стоил 100 гиней. Это дало ему прозвище «чаша в 100 гиней». Вторая «кличка» Кубка — «старая кружка».

Когда королева Виктория, наблюдавшая за гонками вокруг о. Уайт, спросила, какая яхта пришла второй, ей ответили, что в этом состязании нет второго — есть только победитель. Так считают до сих пор.

На сегодня Кубок «Америки» — старейшее соревнование в мире. Его первый розыгрыш состоялся до появления Кубка Стенли, Кубка Англии по футболу и раньше современных Олимпийских игр.

В Нью-Йоркском яхт-клубе создан музей Кубка «Америки». А нынешний президент США Дональд Трамп принимал участие в финансировании американской команды в розыгрыше Кубка в начале 1980-х. В его кабинете есть модель яхты Кубка «Америки».

Лодки. За время существования Кубка сменились несколько классов яхт. Ранее это были однокорпусные судна, а с 2010-го участвуют многокорпусники. Сейчас это катамараны на подводных крыльях с жестким парусом-крылом (класс АС50). Количество экипажа — 9 человек. Женщины не участвуют (хотя допускаются).

Стоимость современного катамарана для Кубка «Америки» превышает 20 млн евро. И это далеко не все деньги, которые придется потратить, чтобы приблизиться к розыгрышу Кубка. Бюджеты команд в разное время превышали сотню миллионов евро. Катамаран с твердым парусом на подводных крыльях способен развивать порядка 50 узлов (100 км/ч).

В 2013 году во время тренировки погиб олимпийский чемпион Эндрю Симпсон (Британия), выступавший за шведскую команду Artemis Racing. В честь Симпсона ежегодно по всему миру проводится регата Bart’s Bash (в Киеве тоже), когда на воду выходят все яхты, способные ходить.

Люди. В разное время величайшие люди своих эпох принимали участие в Кубке «Америки». К примеру, сэр Томас Липтон (британский чайный магнат) участвовал пять раз и пять проиграл. Он говорил: «Кубок заставляет меня чувствовать себя молодым».Поэтому он никогда не скупился на яхты. Кстати, одна их них восстановлена и гоняется сейчас.

Тед Тернер, основатель CNN, был фанатичным яхтсменом и выиграл Кубок «Америки» в 1977 году.

Патрицио Бертелли (Италия, Prada Challenge), CEO Prada Group, принимал участие в пяти гонках (2000–2013), однажды победил в отборочном туре и вышел в финал, где проиграл.

Эрнесто Бертарелли (Швейцария, наследный миллиардер) — дважды обладатель Кубка «Америки» (2003 и 2007). Благодаря ему Швейцария стала первой страной-победителем, не имеющей выхода к морю.

Ларри Эллисон (IT-миллиардер из США, владелец компании Oracle) фанатично предан Кубку, принимал участие в гонках с 2000 года, победил в 2010 и 2013. В 2017 году защищал титул обладателя Кубка.

Экс-король Испании Хуан Карлос де Бурбон был патроном команды страны в розыгрыше Кубка в 2007-м.

Сэр Питер Блейк (легендарный яхтсмен, Новая Зеландия) привел команду страны к победе дважды (впервые не американская команда смогла завоевать и защитить Кубок). За это Питер стал рыцарем Британской Империи и «сэром».

Рассел Кутс (Новая Зеландия, призер ОИ в классе «Финн»), единственный в мире 4-кратный обладатель Кубка. Выступал за Новую Зеландию, Швейцарию и США. Сейчас СЕО команды-обладателя Кубка Oracle Racing.

Участие Украины. В начале 1990-х команда, созданная формально в СССР из украинских, российских и грузинских яхтсменов, принимала участие в предварительных отборочных соревнованиях. Но финансовые сложности привели к развалу команды.

В искусстве. Историческая победа в 1983 году австралийской команды Australia II под руководством Алана Бонда над командой США под управлением легендарного Денниса Коннора в начале 1990-х стала основой для художественного фильма «Ветер».

 

Яхтинг как водный вид спорта

 

Volvo Ocean Race
Аликанте, Испания

Тип гонки. Кругосветная гонка флота с остановками.

История. В противовес успехам французов в гонках открытого моря под парусом, британцы создали свою «народную» гонку «на пиво». Первый сезон прошел в 1973 году благодаря спонсору — пивной марке Whitebread. В 2001 году владельцем гонки стала шведская автокомпания Volvo и сменила название на VOR.

Гонка проходит раз в три года и длится около 9 месяцев. Штаб-квартира раньше находилась в Великобритании, но с 2008-го переехала в Аликанте (Испания), откуда и стартует. Преданная парусу семья испанских Бурбонов (Дон Хуан, Дон Фелипе (нынешний король), инфанта София и другие члены семьи) всегда провожает яхтсменов лично.

Интересные факты. В Аликанте создан центральный офис гонки, который напоминает Nasa. Музей гонки (в том же городе) поражает современной экспозицией.

Участие в гонке — одно из самых сложных испытаний для организма. За сутки на дистанции яхтсмен тратит порядка 5000–7000 ккал.

В гонке несколько раз участвовали женские команды: Maiden Challenge в 1989 году под управлением Трейси Эдвардс (член Ордена Британской Империи) и SCA Tean под управлением Сэм Девис — в 2015-м. Обе команды победили некоторые мужские экипажи. Считается, что для женщин гонки открытого моря слишком сложны. По правилам сезона 2017–2018, возможности для участия женщин расширятся.

Поломки яхт добавляют интригу в гонке и часто преподносят чудеса. В сезоне 2014–2015 с удаленного рифа в Индийском океане спасли судно и команду Нидерландов Vestas Wind. Лодка была восстановлена и приняла участие в заключительном этапе.

В сезоне 2004–2005, во время перехода из США в Великую Британию, с борта лодки ABN Amro II смыло яхтсмена Ханса Горовица (Нидерланды). С тех пор в гонке регулярно вручается специальный приз имени Горовица.

Лодки. Гонка была создана для широкого круга участников. Любая лодка могла принять участие на свой страх и риск. Но, не располагая в те времена GPS-навигацией и спутниковой связью, часто это были совершенно сумасбродные люди.

В 2004 году в гонку были введены единые правила для лодок — аналог правил «Формулы-1». Настоящим прорывом стало появление в 2007 году класса Volvo Open 70, который был сменен в 2014-м классом более унифицированных Volvo Open 65 (65 фунтов длины — 22 м, высота мачты — 30 м, вес яхты — более 20 т, площадь парусов на полных курсах — около 600 кв.м!). Экипаж — 9–11 человек.

Лодки класса Volvo Open 70 были настоящими зверями, которые развивали скорость до 30 узлов! При этом, учитывая высоту волн 5–6 м в открытом океане, такая езда была рискованной затеей. Внутри корпуса удары о волны звучат, как грохот огромного барабана, и только исключительная усталость позволяет спать.

В последнее время приняты меры к сдерживанию роста стоимости участия, так как это угрожало существованию гонки. Но даже сейчас бюджет команды варьируется от 13 до 20 млн евро и выше. При этом за 13 млн команда практически не имеет шансов на победу.

Украина в гонке. Впервые украинцы появились в составе легендарной советской команды «Фазиси», которая приняла участие в гонке 1989–1990 гг. Лодка была спроектирована в Ленинграде, а построена в Поти (Грузия). Благодаря героическим усилиям экипажа, лодка финишировала 11-й из 23-х участников. Под украинским флагом в гонке 1993–1994 гг. участвовали «Гетьман Сагайдачный» Евгения Платона и «Одесса 2000» Анатолия Вербы.

В сезоне 2007–2008 гг. в экипаже яхты «Касатка» Олега Жеребцова (РФ) в гонке принимал участие Родион Лука, украинский олимпийский призер и руководитель Федерации парусного спорта Украины.

Гонка в искусстве. Об этой регате вышло много книг: Влад Мурников написал о кампании «Фазиси», а Евгений Платон — об участии «Гетьмана Сагайдачного».

 

Яхтинные регаты

 

Rolex Fastnet Race
Великобритания

История. Легендарная гонка открытого моря, дистанция которой пролегает в Ирландском море, с огибанием скалы Фастнет. Ее организатор — всемирно известный британский Королевский яхт-клуб океанских гонок (RORC). Старт — в Плимуте, финиш — в Каусе (Британия); дистанция — 1126 км. Впервые гонка состоялась в 1925 году. Уже тогда она, несмотря на небольшую дистанцию, оказалась сложной: из семи участников финишировали только четыре яхты. Проводится раз в два года.

Тип гонки. Гонка открытого моря средней протяженности. Применяется обмер IRC, есть зачеты монотипов, многокорпусников, яхт с экипажами из одного и двух человек.

Интересные факты. Регата Fastnet Race очень популярна. Число участников ограничено количеством мест в порту старта. В 2017 году 320 возможных заявок на участие были приняты сайтом RORC в течение минуты после открытия регистрации!

Рекорд дистанции принадлежит экипажу под управлением французского яхтсмена Лоика Пейрона, который на 33-м тримаране Banque Populaire преодолел дистанцию за 32 часа (2011 г.). Рекорд для однокорпусной яхты установлен Йеном Уокером (Британия) на яхте Volvo Open 70 в 2011 году и составил более 42 часов.

Люди. Благодаря популярности в гонке в ней приняли участие знаменитости. Никлас Зеннстрем (Швеция), создатель сервиса Skype, на яхте RAN стал победителем гонки в 2009 году. Тед Тернер (CNN, США) выиграл гонку в 1979-м. В 1967-м гонку выиграл знаменитый французский мореплаватель, гонщик и рекордсмен, один из величайших яхтсменов мира Эрик Табарли.

Украина в гонке. Украинские экипажи, в т.ч. Родион Лука, многократно принимали участие в гонке.

 

St. Maarten Heineken Regatta
Карибские о-ва

Любительская гонка флота между островами Карибского бассейна, которая стартует ежегодно более 30 лет с самого малого обитаемого острова в мире — Св. Мартина (Нидерланды).

Примечательна не столько гонками, сколько крутыми вечеринками, которые поддерживает голландский производитель пива Heineken. Даже слоган регаты отражает ее суть: Serious Fun! Хотя свежий ветер Карибского моря делает дистанцию гонок вполне интересной как для опытных яхтсменов, так и для новичков. Участвуют сотни лодок разных классов и размеров. Применяется гандикапная формула IRC.

Украинские экипажи участвуют в этой регате и побеждают регулярно. Чем не стимул попробовать и себя?

Главное и самое интересное читай на официальных страницах You in Fashion в Facebook и Telegram
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ